При квалифицированной казни эротике нет места!
Зацепила в выходные краем глаза "Битву за Терру" (на большее не хватило). И вот что пришло в голову.
Отчего-то в фантастике принято, изображая то, что у Джареда Даймонда изящно названо "экспансией", а попроще называется "колонизацией" или "оккупацией", выставлять аборигенов милыми, синими и одухотворенными. "Слово для леса и мира одно" ле Гуин все, наверное, читали. Ну, вот оно и вот. С одной стороны, туземцы, на лицо волосатые, но внутре гармоничные и экологичные; с другой - грубые земляне, негармоничные даже в лучших своих проявлениях. Зрителю улюлюкают и швыряют в землян попкорном.
А тут еще "Аватар" грядет и бьюсь об заклад - нам опять покажутстрах в горстке пепла небо в алмазах добродетельность с хвостами и дредами.
А теперь давайте припомним, что у нас было в реальности:
читать дальше
Определенно, со времен Конкисты народ измельчал.
UPD. Собственная мощная интуитивность меня нечеловечески достает. В результате - хронически - мысль при переводе в слова превращается в какой-то зажеванный комок, к которому надо прилагать логика, чтобы разжевать все обратно.
В общем, в данном посте мысль идет так:
В современной литературе (фантастике и фэнтези, историю не трогаем) и кинематографе сложилась традиция изображать дикарей-автохтонов носителями мудрости и добродетелей (экологичность, одухотворенность, гордость, свободолюбие, миролюбивость и тыпы).
В то время как реальные туземцы, известные из истории человечества, были сплошь и рядом см. псот.
Отсюда,сношаясь на лету сплетясь хвостами, проистекают два вывода:
а. что "благородный дикарь" есть руссоисткая ахинея,
б. что читатель как-то измельчал.

Отчего-то в фантастике принято, изображая то, что у Джареда Даймонда изящно названо "экспансией", а попроще называется "колонизацией" или "оккупацией", выставлять аборигенов милыми, синими и одухотворенными. "Слово для леса и мира одно" ле Гуин все, наверное, читали. Ну, вот оно и вот. С одной стороны, туземцы, на лицо волосатые, но внутре гармоничные и экологичные; с другой - грубые земляне, негармоничные даже в лучших своих проявлениях. Зрителю улюлюкают и швыряют в землян попкорном.
А тут еще "Аватар" грядет и бьюсь об заклад - нам опять покажут
А теперь давайте припомним, что у нас было в реальности:
читать дальше
Определенно, со времен Конкисты народ измельчал.

UPD. Собственная мощная интуитивность меня нечеловечески достает. В результате - хронически - мысль при переводе в слова превращается в какой-то зажеванный комок, к которому надо прилагать логика, чтобы разжевать все обратно.
В общем, в данном посте мысль идет так:
В современной литературе (фантастике и фэнтези, историю не трогаем) и кинематографе сложилась традиция изображать дикарей-автохтонов носителями мудрости и добродетелей (экологичность, одухотворенность, гордость, свободолюбие, миролюбивость и тыпы).
В то время как реальные туземцы, известные из истории человечества, были сплошь и рядом см. псот.
Отсюда,
а. что "благородный дикарь" есть руссоисткая ахинея,
б. что читатель как-то измельчал.

И в результате этого, когда бедный автор, не щадя клавы своей, описывает персонажа из семейства "Ребеллиус украинус анархистус вульгарис" в его естественной среде обитания и поведения, то автора почему-то посылают.
Козел Камерон, из-за него путаница с названиями.
По сабжу: дык эра гуманизма и просвещения, что ты хочешь...
Меня в свое время этим удивил фильм "Австралия" - там маленького ребеночка, сына аборигенки и белого человека, против его воли отправляют в католическую школу, потом начинается война и школу бомбят, он оттуда убегает и в самом конце фильма он гордо переодевается в набедренную повязку и уходит вслед за дедушкой-шаманом, при этом красной нитью проходит мысль, что злобные европейцы не дают бедным аборигенам жить по их аборигенским законам и загоняют бедных детишек в ужасные школы вместо того, чтобы разрешать им бегать по степи с дикарями.
Вот в книгах фантасты могут изобразить туземцев какими угодно. Почему они этого чаще всего не делают? с Ле Гуин-то все понятно, она этнографиня, а для этнографа нет ничего священнее, чем пнуть Тайлора и в тысячный раз напомнить, что нет народов примитивных и все культуры равны - будь они высокоиндустриальными или охоться они на бизонов каменными топорами.
А в "Ацтеке" Дженнингса и жертвоприношения, и жестокости местных жителей, и грызня туземцев между собой, но это не мешает им сочувствовать и печалиться о гибели великой цивилизации и жутком геноциде, устроенном испанцами. Кстати, как там со статистикой? Ацтеки больше народу на пирамидах заклали, или испанцы всеми другими способами?
По существу вопроса, однако, ничо не могу сказать
Я подозреваю, что это пост-колониализм помножился на руссоисткие представления о "благородном дикаре" и вышла такая уродливая икебана. Слаб, слаб современный человек.
Другой полюс перекоса, когда "ненаши" как есть чечены со щупальцами, правда, выглядит не лучше (зато встречается реже).
Clegane Это уже переход к паттерну "Добрый Предок"
Чужой причем.
описывает персонажа из семейства "Ребеллиус украинус анархистус вульгарис" в его естественной среде обитания и поведения, то автора почему-то посылают.
Ну, уж насчет анархистов-то никто не должен иллюзий питать... или все-таки питают?
Etne дык эра гуманизма и просвещения, что ты хочешь...
Куда-то не туда их просветило.
Спасибо за шоколад.
Не полагаюсь. Это была идея отдельных продвинутых граждан-священников, как сейчас бы сказали - гуманистов, но удачно доведенная до официальной позиции
партиицеркви. Но для испанцев индейцы действительно были в чем-то большей ровней, чем индусы или китайцы для англичан столетия спустя. У испанцев, похоже, "дикарь" или "туземец" не был в какой-то отдельный класс человеческих существ выделен, а у англичан - уже да.Меня в свое время этим удивил фильм "Австралия"
Хахаха, угадай, что я сразу после "Битвы" посмотрела?
nebuhadnazzer Почему они этого чаще всего не делают?
За колониальное прошлое переживают? Мне, честно говоря, других вариантов в голову не приходит. Вряд ли современные авторы так хитры, что подразумевают, что у инопланетян не случилось грехопадения и потому они-то столь милы и экологичны.
Испанцы, ясное дело.
Посчитать, сколько ацтеки заклали, не представляется возможным. Если бы сообщенные информаторами цифры соответствовали реальности, там бы вся округа давно вымерла. Нолики приписывать - эт мы все любим.
Забавно, что во всем этом наблюдается типичная европеоидная вилка дихотомии: мы их истребляем, потому что они - иные, потом или они лучше нас (нам так почему-то кажется) мы рефлексируем и стенаем, или нелюди и мерзавцы и мы ликуем. Варианта без истребления и спокойного ровного восприятия как бы и нет. Зато возможны многократные переходы из одной крайности в другую.
Варианта без истребления и спокойного ровного восприятия как бы и нет.
Он, наверняка, есть, только мне что-то не попадался. Вечно или "мы на них", или "они на нас", или "делим территорию влияния".
На третий вариант - наверное ответ будет таким: "А если бы так - то не было бы книги/фильма". Это ж, типа, банально, неинтересно...
Кстати, перекликается с другим твоим постом о "женском чтиве" - нет понимаешь большой проблемы, достойной внимания и описания с обдумыванием. Ни драмы, ни действа.
Хотя люди живущие жизнь обычно знают, что как раз ровные спокойные отношения без эксцессов требуют немалых усилий, особенно на начальном этапе развития
Не, я не против драмы. Пусть хоть геноцид, хоть древняя туземная мудрость. Только туземцев чтобы описали по-честному, с недостатками.
Опять же, описанная тобой модель вполне возможна. Но она подвергнет читателя необходимости напряжения мозгов, развешивания наших и ваших, анализа причин и мотивов, попыткам примерить чужое на себя, а свое на чужих. Это возможно, но продаваться поди хуже будет
У нас даже модель есть - колонизация русскими Сибири
Геноцида не случилось по причине лени и раздолбайства оккупантов?
как разные цивилизации, очень не похожие друг на друга, находят общий язык просто для общежития, как то преодолевают пртиворечия без крайностей, пусть и тяжело, но выверенно и без существенного ущерба.
Сдается мне, совсем разные цивилизации, скорее, по разным углам расползутся и будут контактировать только по необходимости. (собсно, модель, которая у меня в основном сеттинге прорабатывается: максимум контакта - изолированные анклавы инопланетян на человеческих планетах, по необходимости).
это ж читатель их тогда не пожалеет и на своих гневно не плюнет.
А вон Лавкрафту удавалось. "Ну и что, что наших скушали - зато архитектура какая клевая!"
Еще важно, насколько туземцы продвинуты. Если совсем дикие, то читатель их все же может оправдать - дескать, дикари, что с них возьмешь, цивилизовать не перецивилизовать. А если вроде бы культурные, но обычаи практикуют дикие - то все, черти сатанинские.
Я предложил бы другую причину - крайние проблемы с транспортом: русские переселялись туда так медленно и кучность населения была так невелика, что не было смысла кого-то истреблять
За колониальное прошлое переживают?
Думаю, они сами не переживают, а просто следуют общей идеологии: в западном обществе политкорректный стыд за колониализм считается хорошим тоном, вот они и соответствуют
Гм, интересно, что у русских этого быть не должно по идее. А должна быть идея несения просвещения диким народам. Впрочем, я русских авторов почти не читаю, не знаю, как оно на самом деле.
Я предложил бы другую причину - крайние проблемы с транспортом: русские переселялись туда так медленно и кучность населения была так невелика, что не было смысла кого-то истреблять
Да это понятно, я шучу просто.
Русские, как мартышки, копируют все, что есть на Западе. Вот в США большой процент населения - негры, и по теории вероятности некоторые из них становятся ведущими на телевидении. У нас негров почти нет, но в качестве ведущих на ТВ они присутствуют. Почему? Чтобы смартышничать за Запаздом
Достаточно посмотреть, как отношения с чукчами складывались - их даже ясаком не облагали, так как собрать его не было возможности.
А Абрамович им еще и доплачивал за самый факт их существования ))
Эта идея продвигается, но в интернетах одобрения не встречает.
Кстати, еще в работорговля! точно! Наших сибирских дикарей никто не эксплуатировал и даже не особенно крестил.
У нас с миссионерством было туго вплоть до середины 19 века, да и после тоже не особенно
Причем первые миссионерские школы создавались не для обращения других народов, а для обращения своего же - миссионеры должны были возвращать обратно в лоно веры старообрядцев
Есть у меня книга одна, как раз о колонизации этой. И там в частности отзывы одного западного товарища, английского, который в общем России был не друг. Так вот, он пишет, что отличительная черта русских в том, что они приходят не покорителями-завоевателями, а спокойно так. И относятся к местному населению без цивилизованного чванства и опломба, особенно те, кто и сам попроще. Не чувствуют аборигены на себе презрения белых братьев.
К тому же колонизационная стратегия была не по западному типа - волны, конкисты, а по типу капель вдоль важных "магистралей", никто не сметал бульдозером местное население, а селился компактно. + сильно сказывалась разница в образе жизни - колонисты были в основной массе пахарями и на лесные угодья не претендовали сверх разумного. Действовало много ограничений колонистам сверху и послаблений местному населению, не было репрессий.
От такого соседства все были в плюсах ибо засвидетельствованы случаи помощи продуктами в трудное время и всякого такого, когда сами туземцы говорили, что иначе - пропали бы.
Интересны корни всего этого. Возможно дело в том, что наш человек никогда не был стеснен земельными проблемами и ресурсами, поэтому с жадностью особой на соседей никогда не глядел. Зато имело богатый опыт спокойных ассимиляций соседних народов с включением их в свой этнос. К тому же широкие контакты видимо как-то повлияли на то, что наш человек стал терпим к инакому (если это инакое не идет войной на него). При том же Грозном уже вполне нормальным было, что татары воюют на западе, а немцы на востоке при том, что и те и другие - подданные с равными правами, а элиты колонизованных народов сохраняли свои статусы...
Геноцида не случилось по причине лени и раздолбайства оккупантов?
аааа, издохла
Я хотела сказать, что сами гуманизм и просвещение плохо уживаются с отсутствие этого самого гуманизма и просвещения. Замкнутый круг (( Невозможно же спокойно смотреть, как туземцы жрут других туземцев и отказываются пожинать плоды науки. Получается когнитивный диссонанс, из которого пытаются выкарабкаться по мере возможности (описанные тобой варианты). Впрочем, это давно известно, что гуманизм - противоречивая концепция...
Etne А еще за неосуждение диких туземных обычаев гуманисты склонны закидывать камнями (см. недавний промах botalex'а, неосторожно вякнувшего, что лучше не вмешиваться, а то мало ли...) Вот и вертись, как хочешь...
Hius Тема довольно интересная, потому что дает нам в руки интересную позитивную модель...
Тут такой момент - сибирские народы ничего вызывающе скверного не практиковали, а воинственностью, способной составить проблему русским, не отличались. Эксцессы, конечно, случались, но в целом колонисты не рисковали быть угнанными в рабство, съеденными или принесенными в жертву. Кроме того, русские и туземные народы не претендовали на места обитания друг друга (как ты отметил). Будь что-то из этого иначе, черт знает, насколько позитивным бы вышел контакт.
К тому же колонизационная стратегия была не по западному типа - волны, конкисты, а по типу капель вдоль важных "магистралей", никто не сметал бульдозером местное население, а селился компактно.
В фэнтези пройдет, но вот в фантастике... там-то автоматически колонизация волнами получится.
А еще за неосуждение диких туземных обычаев гуманисты склонны закидывать камнями
главный принцип! На том и стоим ))