При квалифицированной казни эротике нет места!
"А скорее того поспешить никак нельзя: сами видите какая по дороге росторопица стоит и груда и облом".
(орфография и все прочее авторские)
Кто бы мне напомнил, за что советские историки (в варианте, адаптированном для внеклассного чтения) так не любили Алексей Михайловича Тишайшего?
За Стеньку Разина, мерзавца кровавого, что ли? за постоянные народные бунты?
И за труъ-православность, небось, тоже?
И вроде инновации насчет "слова и дела" - тоже он? (не дочитала еще)
читать дальше
(орфография и все прочее авторские)
Кто бы мне напомнил, за что советские историки (в варианте, адаптированном для внеклассного чтения) так не любили Алексей Михайловича Тишайшего?
За Стеньку Разина, мерзавца кровавого, что ли? за постоянные народные бунты?
И за труъ-православность, небось, тоже?
И вроде инновации насчет "слова и дела" - тоже он? (не дочитала еще)
читать дальше
Ну, и романы вроде "Петра Первого" и "Гулящих людей" (из нового - "Алтын-толобас" Акунина в ту же сторону).
Петр провел, как сейчас модно говорить, модернизацию. Алексей Михалыч ее начинал, но так же вяло, как наши нынешние правители. Энергии не хватало. Он и понимал, что бояр сломить надо (недаром же и Грозного почитал), и с местничеством боролся, и флот строил, и армию пытался укреплять - но все вяло и не умеючи. России сильно повезло, что Петр появился в свое время
nebuhadnazzer Ну, помилуй, какое же это безвременье - Украину присоединили, на международную арену вышли, модернизацию армии начали, даже церковь - и ту под заграничные стандарты подогнали (заодно утвердили приоритет светской власти над церковной).
Ну, медленно, да.
от России остались бы рожки да ножки
После Петра была целая череда бездарных правителей. Россия благополучно устояла.
В этом-то и загвоздка: в 17 веке Россия уже значительно отставала от Европы. Не будь Петра, разрыв сделался бы фатальным. Медленные реформы - это все равно, что их отсутствие: в Османской империи ведь тоже реформы шли в 19 веке, но такими темпами, что империю это не спасло. Присоединение Украины было непрочным - пример Мазепы это показал. Не будь Петра и Полтавы, Украина плавно ушла бы к шведам или к кому угодно
После Петра была целая череда бездарных правителей.
Период дворцовых переворотов был не настолько длинным, чтобы нанести существенный урон. К тому же у России не было тогда достойных противников. Рывок, осуществленный Петром, заложил такую основу, какую не удавалось профукать весь 18 век. По сути дела, новый кризис (связанный с неэффективностью крепостной экономики) и новое отставание от Европы началось лишь при Екатерине Великой. Но опять-таки военная и политическая мощь страны была настолько велика, что еще Александру и даже Николаю в первую половину царствования удавалось удерживать для России роль первой скрипки. Кстати, Николай - прекраснейший пример того, к чему ведут медленные реформы: он же крепостное право начал потихоньку отменять, к паровым двигателям переходить - но все настолько небыстро, что Крымская война не могла не посрамить всю эту "модернизацию".
Что до Софьи и Васьки Голицына, то это хорошая иллюстрация к роли личности в истории. Необходимость модернизации страны чувствовалась еще во времена Годунова. И начиная с Годунова все правители что-то понемножку делали. Именно что-то и понемножку. Годунов боярских сынков отправлял за границу учиться, Отрепьев университет хотел построить, Алексей Михалыч армию тихонько модернизировал, Софья с Васькой понемногу образованием начинали заниматься и с боярами бороться. И тут пришел Петр и железной рукой за пару десятилетий сделал то, к чему они понемногу стремились целый век
Ну, погоди, была же революция Мэйдзи - на фоне фатального отставания и практически феодализма. Прошла куда как бескровнее, а результат вышел гораздо приятнее (не считая японского милитаризма).
Японский феодализм отличается от европейского тем, что самураи не были господами крестьян и ремесленников, у них вообще не было крепостных в европейском понимании. Они представляли собой как бы отдельную лестницу иерархии. И это позволяло проводить реформы в среде "ранних буржуа", не включая в них этих "феодалов", а откупаясь от них пенсией, которую им платило государство.
Другими словами, японское общество 19-го века имело огромные мобилизационные возможности. Русское же общество 17-го века - это талантливый, но чудовищно дремучий народ, живущий в слабо централизованном и неравномерно развитом государстве