понедельник, 12 ноября 2007
Серж Брюссоло.
Дом Шепотов.
Ирреальный детектив
читать дальшеБрюссоло – это нечто. С большой буквы «Ч». Не удивлюсь, если окажется, что там в анамнезе, скажем, дедушка-маньяк и легкий детский аутизм. Иначе, откуда это умение писать настолько странные вещи?
Хотя формально Брюссоло принадлежит к когорте детективщиков, традиционно сравнивают его, однако, не с Гришемом или Паттерсоном, а с Кингом. Однако Кинг пореалистичнее будет. Крепкая американская проза, все дела. От Брюссоло же ощущение, что крыша у автора не то, что непрочно сидит, но уверенно встала на ребро и так катается. Одно объяснение этого феномена я нашла – Брюссоло гонит до 10 роман в год (малое число перепадает нам), немудрено, что тяжкий здравый смысл первым тонет в этом потоке.
Читая Брюссоло, непрерывно ловишь ощущение то ли шизофрении в ремиссии, то ли вялого, поверхностного сновидения – вот целлулоидные черти, блестя клыками, полезли в окошко, но тут ты бац! проснулся и нет чертей, а в окошко лезет вор. Быть может, нездешний синтаксис играет с текстом шуточки – проживая во Франции, Брюссоло упорно селит своих героев в Америке. И кажется, что источниками авторского вдохновения являются фильмы категории Бэ, причем времен 90-х годов. Такие, с характерной желтоватой гаммой, в них еще играли Си Томас Хауэлл и Зак Гэллиган. По крайней мере, в подобный формат роман «Дом шепотов» уложился бы один-в-один, готовым сценарием.Сюжет в пересказе, однако, сильно теряет в бредовости:
читать дальше1962 год. Близь Голливуда. Главная героиня – пиротехник (но шрамы от ожогов у нее не поэтому). Миллионер-калека, коллекционирующий вещи мертвых кинозвезд, нанимает ее, дабы выкопать из контейнеров с хламом древний магнитофон; на нем, вероятно, записаны последние слова былой звезды черно-белого кино Рекса Фейниса. Случилось землетрясение, дом рухнул, обломки бульдозерами сгребли в контейнера, но распродать не успели, а про звезду вскоре позабыли. Сик транзит глория и т.д. Покойный (по воспоминаниям очевидцев) немедленно оказывается черт знает чем – психопатом, мутантом, призраком, а то и самим чертом; каскадеры демонстрируют шрамы, двенадцатилетние звездульки не взрослеют, да мамаша главной героини, видимо, могла бы много чего порассказать, если бы ее давно не зарезали. К середине романа начинаешь кусать ногти от нетерпения – как-то автор разделается с очередным мистическим моментом? Автор не подводит – щедро разбрасывает дозы галлюциногенов, находит потерянных сестер и описывает болезни, неведомые «Справочнику терапевта». Объяснение оказывается чуднее загадки, нормальные – безумнее психов, плохие получают свою смерть, хорошие – чужую, а читатель – ударную иррациональности.
@темы:
книжечки