Или "О жадных авторах".
Мартин рассуждает о фанфикшене.
Теперь цитата:
кипит мой разум возмущенныйДвух современников, живших еще раньше, и прекрасно известных по инициалам: ERB (Эдгар Берроуз) и HPL (Говард Лавкрафт). Берроуз придумал Тарзана и Джона Картера (героя серии «Марсиане»). Лавкрафт придумал Ктулху и его «Мифы». Берроуз (и, впоследствии, его наследник) отчаянно защищал свои творения. Стоило только упомянуть в книге Тарзана или даже просто выросшего среди обезьян человека, подозрительно напоминающего этого героя, без разрешения Берроузов, как их юристы обрушивались на вас словно лавина. Лавкрафт вел себя прямо противоположным образом. Его «Мифы Ктулху» очень скоро стали первым совместно создаваемым миром в нашем жанре. Лавкрафт поощрял своих приятелей вроде Роберта Блоха (Robert Bloch) и Кларка Эштона Смита (Clark Ashton Smith) заимствовать элементы из «Мифов Ктулху» и вносить собственные, которые Лавкрафт, в свою очередь, мог бы потом использовать. И со временем истории для «Мифов Ктулху» стали писать и другие писатели, которые уже не были друзьями Лавкрафта, причем длится это по сей день.
Сравнение вроде бы корректное: два автора, у каждого свой взгляд.
Есть только одна проблемка: Берроуз умер мультимиллионером, проживая на громадном ранчо в городе, названном Тарзана в честь его героя. Лавкрафт жил и умер в нищете, причем некоторые биографы заключают, что недостаток питания мог ускорить его смерть. Лавкрафта в сообществе писателей любили гораздо сильнее, но одной любовью сыт не будешь. Иногда хочется и мяска себе позволить. Семье Берроузов платили как миленькие за каждый снятый фильм о Тарзане, прилично заплатили за экранизацию «Принцессы Марса», для которой я писал сценарий в мой голливудский период, да и за нынешнюю версию они без сомнения свое получат — хотя книжка-то уже перешла в общественное достояние (public domain). Получила ли семья Лавкрафта хоть грош за экранизацию «Данвичского ужаса» (THE DUNWICH HORROR), за «Реаниматор» (the HERBERT WEST, REANIMATOR), за недавний «Дагон» (DAGON), за интернет-версию «Зова Ктулху» (CALL OF CTHULHU)? Не знаю. Но сомневаюсь. А даже если и получили, то наверняка какие-то копейки. А между тем всё новые писатели включаются в разработку месторождения «Мифов Ктулху», создавая новые рассказы и романы.
Ктулху, как и Джон Картер, сейчас в общественном достоянии, знаю. Но это ничего не меняет. После того, как Лавкрафт пустил столько народу в свою песочницу, он совершенно лишился контроля за своими созданиями.
оригинал
С ума сойти, как офигенно.
Оказывается, Лавкрафт умер "в нищете" оттого, что разрешал играть в своей песочнице.
Не-не, вовсе не оттого, что он был некоммерческим автором, чьи вещи плохо пристраивались (салют всем тем, кто считает, что литература нынче в "упадке", а читатель вконец отупел - для древних хомячков Лавкрафт был слишком умным, привет).
Даже если бы он запретил упоминать Ктулху без авторских отчислений, это бы ему нихрена не помогло бы - в лучшем случае, заработал бы копейки, а вовсе не бешенные мильоны (речь, на минуточку, идет о публикациях в pulp magazines времен, на минуточку, Великой Депрессии - и, напомнить, почему такую литературу копеечной называли?). В худшем (и наиболее вероятном) Ктулху просто перестали бы упоминать. Потому что Ктулху - это не Тарзан, это, переводя на наш язык, форсед-мем небольшой полупрофессиональной тусовочки. Который дожил до наших дней именно потому, что его посильно форсили все друзья и знакомые кролика, включая недоброй славы Дерлета - недоброй-то недоброй, зато реально пропихнул Лавкрафта в классики жанра. Локтями, зубами и присвоениями, дада, копирайта, но протолкнул. И тетку Лавкрафта содержал, если что.
Кроме того, свои права на авторские отчисления при переиздании Лавкрафт отстаивать, на самом деле, умел. Другое дело, что а) это были копейки, б) предложения по переизданию не сыпались на него градом. Что у Лавкрафта ни одной книги при жизни не вышло - только отдельные вещи в сборниках, напомнить?
То есть, считать, что Лавкрафт умер бы миллионером, не поощряй он друзей на использование Мифов... о да, тогда бы он умер в нищете и был бы мгновенно забыт, потому что кому нужен какой-то древний графоман, не оставивший "наследников". Но - Лавкрафта помнят. А сможем ли мы тоже самое сказать о Джордже Мартине?
ЖАДНЫМ БЫТЬ НЕ НАДО.
@темы:
лавкрафтиана,
эти люди,
мир как текст
ну а чо, рыночные отношения, все дела. В конце концов Константин Константинович - крупный специалист по амфибрахию и осваивает сейчас александрийский стих, приобретает вторую специальность. Цех это, естественно, вредный, и читателям полагается не только усиленное питание, но частые краткосрочные отпуска. ... Это очень, очень тяжелая профессия.
Крейди стОит читать всю статью, как считаешь? Мне че-то уже от одного отрывка противновато стало
Не знаю. Если нравится Мартин, имхо, способно испортить впечатление.
Loony Разве жеж фанфикерство как-то отражается на их миллионах копеек? Оно же некоммерческое, нет?
Мартин пишет, что теряется контроль над текстом (??). Имхо, это называется контроль-фричество. Не хочешь, чтобы тебя поняли неверно/неправильно интерпретировали/обложили в интернете - НЕ ПИШИ.
kaiman
Вот представьте, вложили Вы душу в некое произведение.
Ага, представим. А теперь представим, что фанфики наконец запретили. И что же - настанет тишь да гладь? Разумеется, нет. Потому что высказывания читателей о тексте никуда не денутся (запретить высказывать свое мнение невозможно - это надо свободу слова запрещать), и автор по-прежнему будет получать с фидбеком кучу разнонаправленных имх, в том числе таких, от которых его будет корежить. Да, и в том числе прогнозы по будущему развитию сериала, которые - о ужас! - могут совпасть с авторским замыслом.
Вообще всех противников фанфиков следует спрашивать, что они предпочтут - слэш или разгромный отзыв в стиле КГ/АМ.
Если второе, то тут, конечно, только шляпу снять.
*представила, что вместо фика каждый фикрайтер написал рецензию (необязательно разгромную). Ужаснулась*
попытка запретить фанфикшн много чего напоминает, и всё это одинаково абсурдно, а иногда ещё и гаденько.
Так, чиста по-человечески можно понять, когда бабла хочется и контроля
над всей планетой. Но это всё свит дримз ))"У меня могут своровать идею"(то есть - использовать в фанфике интересную идею до того, как он сам до нее додумается и захочет вставить в свою книгу. Про утерянные деньги по этому пункту в письме ничего не было, больше про то, что потоптались грязными ногами, "своровав идею". Значит, тут дело было не в деньгах. Или и в них тоже, но не главным образом.).
"Мои персонажи - это мои дети" (в свете многочисленных упоминаний чернухи в его собственных книгах эта позиция расшифровывается как: "не разрешаю брать моих персонажей в фанфики, и хотел бы даже мысли некошерные запретить, да не могу. Поэтому запрещаю только [сюда можно записывать любое упоминание закопирайченного, которое можно обозвать опубликованным в интернетах творчеством
"Если Вы не заявите, что Вы против чего-либо, например - против того что соседские дети сокращают себе путь по Вашему газону - Вы можете потерять права на это" (Права на то чтоб быть единственным, кто получает деньги за что-то либо, как в случае с газоном - право собственности. Вот тут только появляется рациональное зерно. И это единственное, что в письменах присутствует здравого, остальное вышеперечисленное - оголтелый тоталитаризм, прикрытый словами о ущемленный чувствах.)
По итогу.
Нигде не идет речь о том, что надо наказывать тех, кто пытается издавать свои фанфики если автор запретил (а Мартин запрещает). Это и так понятно, наказание ждет любого, кто попробует. А значит вся остальная байда - о другом. И думается мне - это говорит ущемленное эго автора
Дверь к созданию фанфиков легко открыть, но крайне сложно потом закрыть обратно.
То есть, сам факт, что фанфики пишутся, распознается автором как угроза, но он не может внятно сформулировать, угроза ЧЕГО ИМЕННО, и мечется от "украдут из головы идею" (сравнительно рационально) до бредового "умру от голода в нищете" (?) и "это прочтут сотни тысяч человек" (??)
Последняя часть - вообще какое-то идиотическое давление на эмоции (у читателей нет чувств? читатель не может захотеть развидеть то, что автор понаписал?)
Дада, я понимаю - старость не радость, слэшеры и святого доведут, контроль ускользает, но совесть-то надо иметь?
*Дверь к созданию фанфиков легко открыть, но крайне сложно потом закрыть обратно.
То есть, сам факт, что фанфики пишутся, распознается автором как угроза*
Я об этом и говорю. Он хочет иметь власть над всеми мыслями и фантазиями о своих героях, но почему-то не смог (не захотел?) внятно это сформулировать. Все, создающееся без его контроля - угроза этой власти, вот он и бесится. По поводу того, что "дверь легко открыть" - забыла, про что это он. Если про разрешение писать продолжения, как Лавкрафт и другие - то непонятно, в чем проблема(разве что см. ниже), запретить и все. А если про то что Запрети Он С Самого Начала Как Надо - И Фанфики Бы Не Нисали - то это совсем шиза.
*Последняя часть - вообще какое-то идиотическое давление на эмоции (у читателей нет чувств? читатель не может захотеть развидеть то, что автор понаписал?)*
Про фильм "Чужие"?
Кое-кто скажет, «Делайте с моими персонажами, что хотите, мне дела нет, пока вы не заритесь на мой доход. Если вы начнете умыкать из моей копилки, я вам накостыляю. В любом случае, развлекайтесь». И все замечательно, если вы разделяете эту точку зрения. Но знаете, я-то нет. Я никогда не скажу ничего подобного. Меня-то ЗАБОТИТ то, что вы делаете с моими персонажами.(...)В них случалось многое — больше, чем случилось в «настоящем» Супермене 50х. И даже так, они никогда особо меня не интересовали. Потому что они не были НАСТОЯЩИМИ.(...)И если я так сильно переживаю за персонажей, созданных другими людьми, можете ли вы себе представить, что я чувствую о своих собственных персонажах?
Вот тут я не уверена, что правильно поняла, о чем он. Официально изданный неканон о Супермене не трогал его (но он с удовольствием читал, хм... ) потому что это был неканон, а фильм о Ньют - тронул только потому что это был канон? По-моему он лукавит. Даже врет, скорее всего. Трогает/не трогает вследствие качества произведения, а не знака копирайта на нем.
... Но давайте посмотрим с точки зрения автора. Как бы не велика была любовь поклонников к нашим персонажам, мы любим их в разы больше.
*Дада, я понимаю - старость не радость, слэшеры и святого доведут, контроль ускользает, но совесть-то надо иметь?*
Вы в первый раз с таким бредом сталкиваетесь? Я не в первый, увы
*После того, как Лавкрафт пустил столько народу в свою песочницу, он совершенно лишился контроля за своими созданиями. Именно это я подразумевал, когда писал пункт 2) там выше. Дверь к созданию фанфиков легко открыть, но крайне сложно потом закрыть обратно.*
По-моему, здесь речь о потере контроле над читателями. Чем некие злоумышленники могут злоупотребить, например, издав фанфик. То есть, получается, автору следует неусыпно контролировать читателя, а лучше бы фанфики вообще запретить, абы чего не вышло (иначе только расслабишься, как придут, натопчут, вынесут все, включая паркет...)
На мой взгляд, весьма невротическая реакция.
Запрети Он С Самого Начала Как Надо - И Фанфики Бы Не Нисали
Лучше бы их не писали, а еще лучше как-то ограничили возможность их писать - где-то так.
Вот тут я не уверена, что правильно поняла, о чем он. Официально изданный неканон о Супермене не трогал его (но он с удовольствием читал, хм... ) потому что это был неканон, а фильм о Ньют - тронул только потому что это был канон?
Ой, опять все в кучу. С одной стороны, он пишет, что фанон в отличие от канона - это интеллектуальная игра (а не то, во что читатель/зритель "верит"), и это способен отличить даже 8-летний ребенок. При этом разницу между коммерческой франшизой и фандомством он то ли не понимает, то ли игнорирует. И, хочу заметить, что Ниенны тут на него нет. С другой стороны, он заявляет, что фанфикерство ("интеллектуальная игра") его эмоционально затрагивает, когда дело касается его текстов. То есть, получается нечто вроде "для меня это всерьез, а вы в это играете", но очень неудачно выраженное. Кроме того, он не отрицает, что добивается того, чтобы читатели воспринимали его романы как реальность, а не как "буковки". (Надя, разумеется, права)
Понятнее сформулировать не могу, но чувствую этическую манипуляцию.
Вы в первый раз с таким бредом сталкиваетесь?
Я обычно сталкиваюсь с более-менее агрессивными попытками авторов объяснить, как их правильно читать (и/или объявить все остальные способы прочтения "неправильными"). Это по-человечески понятно, но от этого не менее глупо (для обоих сторон).
Впрочем, симметричная реакция - что по факту издания/покупки книги автор теряет право на интерпретацию текста - глупость ослиная.
Мартин смачно пытается имитировать Средневековье, так что не только крыс можно ждать, но и детишек.
Весь этот сыр-бор - танцы вокруг власти (ускользающей/воображаемой/никогда не существовавшей - не важно), и больше ничего
Да.
но никто не отметил важнейший аспект закона об охране авторского права: копирайт надо защищать. Если кто-нибудь нарушает ваш копирайт, и вам об этом нарушении известно, и вы не предпринимаете никаких действий по защите, закон толкует это как отказ от защиты вашего авторского права. И после этого любой может делать с вашим материалом всё, что ему в голову взбредет.
А что, вот это и правда так? Конечно, надо учитывать, что законодательство американское, но все же интересно было бы узнать.
на левона свои авторские ништяки:воспроизводить,
распространять.
публично выставлять,
публично исполнять,
создавать сиквелы... фанфики... деривативы, короч.
На денежку он никакого права не имеет, пока не договорится с такими хитрецами, которые (в обмен на передачу прав обычно) ее ему дадут.
То есть, если он не метается в суд, то права его никуда не деваются, а он просто олух и балбес. Ни один суд не скажет: раз ты, любезный, в 1998 г. молча разрешил использовать свой креатив в
рот и жопухвост и гривы, то никакого права у тебя на него с тех пор нет, пшел нахуй.Насчет срока исковой давности не знаю.
Насчет сервитута - это ахинея. Сервитут связан с земельной собственностью (!), а не с авторскими правами.
Насчет не "fair use" не ахинея (фанфикерство реально таковым не призвано), но слупить с фанфикеров деньгу или получить запрет на фанфики автор можыд только, если докажет по суду, что фанфикеры своими некоммерческими измышлениями разорили его до порток, отъяли деньги и пустили по миру, что в идеальном будущем, конечно, возможно, но надеюсь, что оно нереализуемо.
(и немедленно выпила)
Про сервитут я и не спрашиваю, нерелевантно
Слуш, а моральный ущерб аффтар может предъявить фанфикеру? Дескать, понаписал о моих дорогих героях клевету и хуйню, чем нанес мне тяжкие моральные страдания, каковые мне может компенсировать только скромная сумма в пицот мильонов баксов
Другое дело, что для удовлетворения иска суд должен:
- установить вину ответчика - то есть, что ответчик либо имел намерение гнусно оскорбить истца, либо заведомо (исходя из традиций и пр.) знал, что его поведение гнусно-оскорбительно (еxtreme and outrageous conduct), а лучше всего измывался систематически,
- установить, что ответчик пострадал именно от действий истца,
- получить материальные подтверждения, скажем, счет от психиатра.
Позитивный пример: Истец сказал ответчику, что его жену только что переехал грузовик и размазал по тротуару. Истец упал, ответчик попал.
Негативный пример: Фанфикер А. написал про автора Б. текст, в котором Б. попал в Ад и его там имеют черти. Б. испытал баттхерт. Первая поправка защищает право ответчика на свободу слова (текст признается пародией).
Есть еще причинение эмоционального вреда по небрежности, но там еще жостче - иски иногда удовлетворяют при потере/травме близкого родственника и, кажется, все.
Ах тчорд. Не добиться мне справедливости, похоже
Сенькс за разъяснения.
Да неее, я продумываю, чо предъявить Аймобилке, если придется судиться. Вопрос с фанфиками попутный. Меня, собссно, вот эта фраза Мартина заинтересовала, которую я процитировала, и про которую ты сказала, что хрень.
*ноет* Суки не отвечают на мое письмо. Вежливое и благообразное, между прочим. Знаешь как трудно было не пользоваться матерными словами?
Они могут ваще не ответить, чо им.
А, значит просто неудачный оборот. Ведь фанфики и так писали бы, так что "открывать дверь" можно разве что возможности на них заработать, а не им самим(они и так писались бы в любом случае).
То есть, получается, автору следует неусыпно контролировать читателя, а лучше бы фанфики вообще запретить, абы чего не вышло (иначе только расслабишься, как придут, натопчут, вынесут все, включая паркет...) На мой взгляд, весьма невротическая реакция.
А кто он по социотипу?
Мне кажется, ощущение(пусть и мнимое) того, что он контролирует - приносит ему успокоение. Обеспечивает душевное равновесие. Что-то вроде: "наконец-то я создал мир, который полностью мой, в котором - будучи демиургом - могу изменять что угодно, а тут набегают гадкие фанфикеры и, сочиняя аналогичное, пытаются у меня этот мир отнять!" ?
Я обычно сталкиваюсь с более-менее агрессивными попытками авторов объяснить, как их правильно читать (и/или объявить все остальные способы прочтения "неправильными").
Ну так Мартин тоже объясняет, как его правильно понимать ("не смейте искать иные толкования моих книг, кроме тех, коих я придерживаюсь сам, не смейте думать о моих героях иначе, чем я прописал, не смейте думать, что любите моих героев сильнее меня!" ). И то, что все иные способы прочтения - "неправильные" в его понимании - тоже очевидно, по-моему. Только навертел еще поверх много лишнего.
Ой, опять все в кучу. С одной стороны, он пишет, что фанон в отличие от канона - это интеллектуальная игра (а не то, во что читатель/зритель "верит"), и это способен отличить даже 8-летний ребенок. При этом разницу между коммерческой франшизой и фандомством он то ли не понимает, то ли игнорирует. И, хочу заметить, что Ниенны тут на него нет. С другой стороны, он заявляет, что фанфикерство ("интеллектуальная игра") его эмоционально затрагивает, когда дело касается его текстов. То есть, получается нечто вроде "для меня это всерьез, а вы в это играете", но очень неудачно выраженное. Кроме того, он не отрицает, что добивается того, чтобы читатели воспринимали его романы как реальность, а не как "буковки". (Надя, разумеется, права) Понятнее сформулировать не могу, но чувствую этическую манипуляцию.
Почему в кучу? Журналы про Супермена приведены в качестве иллюстрации того, как он уже тогда чуял разницу между каноном и неканоном. Но, при этом сказано что они ему весьма нравились. Значит неприятие фиков по своим книгам у него не потому что фики плохие, а по другой причине.
"Фанон - это интеллектуальная игра...а не то во что зритель на самом деле верит (в канон)" - это лицемерие, от гордыни, по всей видимости. Это только автора заботит, во что верит читатель - в канон или выдумывает свое на базе канона и это, свое, и любит. Читателя волнует только то, что ему приносит удовольствие, а не то, что автор желал бы таковым видеть. Есть, конечно, читатели, для которых на первом месте стоит одобрение автора ("правильно ли я верю?", мда ), но я считаю, что любой вменяемый автор должен стыдиться таких поклонников. Они самим своим существование позорят его же.
Насчет игнора. Это по той же причине что и "своими фанфиками вы причиняете боль мне и мои героям".
Романы как реальность - ну так это тоже неудивительно, все пидарасы - а он - дартаньян, ибо гонит живую, великую прозу. И из-за этого, типа, имеет эксклюзивное право на то, чтоб пытаться впаривать свои романы как вторую реальность.
Про этическую манипуляцию. БЭ, да? Мне тоже, как сейчас понимаю, что-то такое увиделось, но я отмела как несущественное. ИМХО, он подменяет тему. Начинает с того, что против коммерческого издания фанфиков по его книгам, а в конце оказывается что фанфикеры виновны в такой степени (по факту своей фанфикерской деятельности), словно причиняли ему гадости специально. Тогда как на самом деле это он встает в обиженную позу, а действия фанфикеров на оскорбление его лично не были направлены, хоть он и пытается их выставить таковыми.
Впрочем, симметричная реакция - что по факту издания/покупки книги автор теряет право на интерпретацию текста - глупость ослиная.
Автор теряет право указывать другим, как интерпретировать его текст, я думаю. А его интерпретация как была, так и остается при нем. Кто же ее у него заберет (да и кому она нужна, когда есть свои)?
tar_helyanwe
Ниэнны на Мартина действительно нет. К сожалению, лишь потому, что он сам себе ниэнна, т.е. у него там все "хорошие" - на самом деле "плохие" уже в авторском тексте.
web.archive.org/web/20070104104346/aegonsthrone...
Зато есть вот это, кто не видел...
При введении в жизнь это надо отрегулировать, естественно, но мысль хорошая, раз они у него дети 8)
Ниэнны на Мартина действительно нет. К сожалению, лишь потому, что он сам себе ниэнна
Едва ли - она же страдает тем же самым. "Персонажи - часть меня, не лезьте мне в душу" - притом что сама же сначала, выражаясь фигурально, трясла бельем, то есть вывалила в книгу - на всеобщее обозрение - свои "глубоко личные душевные переживания".
Зато есть вот это, кто не видел...
Да, замечательная пародия. Надо ее распространять, это будет очень полезно для всех, и читателям, и аффтарам, едущим крышей от ЧСВ
Ниэнны в переносном смысле - "фикрайтер, который профессионально выворачивает все наизнанку".
Да, я на эту пародию стараюсь везде кидать ссыль)
А тем, кто пишет по нему фанфики, - киднэппинг и педофилию. Для симметрии.
tar_helyanwe
А кто он по социотипу?
Не знаю. Этик. БЛ слабая. По текстам - скорее, интроверт. Непонятно, интуит или сенсорик.
Почему в кучу?
Потому что даже для этика он очень путано аргументирует.
Про этическую манипуляцию. БЭ, да? Мне тоже, как сейчас понимаю, что-то такое увиделось, но я отмела как несущественное.
Боюсь, что ЧЭ - все время пытается на эмоции подавить. Будь там БЭ, он бы больше аппелировал к лояльности фандома (что-нибудь такое). Впрочем, если это этик, у него обе этики сильные.
ИМХО, он подменяет тему.
Он не подменяет, он пытается обосновать, почему ему не нравятся фанфики (из-за ощущения утраты контроля над текстом), но вместо того чтобы просто написать, что ему неприятно и он не хочет их видеть, начинает "усиливать" аргументацию, ссылаясь на что попало.
Автор теряет право указывать другим, как интерпретировать его текст, я думаю.
Теряет. Но может написать, что какая-то интерпретация неверна.