Фантастика неизменно показывает изводы our shared reality, меняя детальки, достраивая и домысливая, или создавая альтернативные линии. Но даже мир, где люди живут в дуплах, бензин можно пить, Тутанхамон дожил до 100 лет, а Землю за долги продали семиполосным кибероктопоидам, имеет некоторое отношение к той деревне Кукуево, где я вечно пребываю душой. Где-то там эта деревенька еще стоит, средь гидропонных полей затерявшись. Или уже не стоит, по поводу чего рефлексия.
От пририсовывания земным ландшафтам каких-нибудь разумных дубов ничего, в общем-то, не меняется – это все равно Земля. Третий камень от звезды класса G2V с сидерическим орбитальным периодом 365,24 дней. Где в данный момент влачит свое существование читатель. Который, вполне может статься, далекий предок протагониста. И его деды тоже
В общем, фантастика – это о внешнем дифферансе. Я не очень понятно объясняю?
С другой стороны в фэнтези принято делать прямо наоборот. Мир сплошь и рядом создается с нуля. Полярной будет звезда Фтык, на полях пусть колосится мова, а южная граница между суверенными государствами Брешией и Мерихлюндией который год проходит по реке Забористой. Единственное, что должно бы утешать читателя, - и там люди живут. Но тоже не везде и не всегда. В чистой фэнтези – минимум точек соприкосновения с Землей. (Вроде намеков автора на сложное устройство вселенной.)
При этом всегда можно поискать параллели. Брешия – Франция, Мерихлюндия – точка в точку Испания. И конфликт между ними похож на итальянские войны 1495-1559 гг. Ага. Автор тоже человек, он тоже историю учил.
Вот и получается, что фэнтези – о внутреннем реземблансе.
Тут мне могут сказать: Ну да! А в фантастике будто этого нет? А вот и нет, отвечу. В фантастике иные миры традиционно представлены инопланетщиной или причудами многовековой колонизации. Джек Холбрук Венс десятки иных культур наплодил, да и то – Земля в них по-прежнему вертится. Или у ле Гуин в Хейнском цикле…
Но у нее же в Земноморье явно гиперпривод не изобретут, звездолетов не понастроят и войн с соседями
Хотя есть, есть в хардкорной фэнтези миры, которые позволяют подумать о нормальном вертикальном прогрессе. Средиземье. В Четвертую, Пятую, Шестую, далее везде эпохи. В финале Берен-сын-Херена летает на звездолете и устраивает необэрувленным алиенам прогрессорство. Семенова небезнадежна. Камша, небось. Что даже в голимо-эльфо-волшебном мире возможны металлургические комбинаты, кокаин и гуманитарные бомбардировки блестяще показал Майкл Свенвик.
А уж у какого-нибудь Мартина с его «альтернативной историей» - сам бог велел (хотя и у Мартина звездолеты почему-то не вписываются).
В общем! Единичные случаи, где обыгран вариант «дело было в Авалоне, но Звездолеты там есть», мне попадались в сетературе. Если кто читал такое в нормальной лит-ре – машите.
ЗЫ. Звездные Войны не приводить.