Фразы, которые меня поразили
в сердце, глаз и печень:
В книгах все должно быть логичнее, чем в реальности.
(меланхолично) Убило. "Кому положено, кто положил?" (с)
Особенно с учетом того, в ответ на что была выдана эта фраза.
многабукаффЯ вообще поражаюсь тому, насколько у людей драгоценный "личный опыт" (включая всосанные стереотипы) подчас подавляет рациональное мышление интуицию воображение все перечисленное и сверху вишенку. Например, диапазон человеческих реакций бесконечно очень широк. В одной и той же ситуации А. будет ломать руки, Б. вызывать скорую и оказывать первую помощь, В. читать мораль, а асоциальный психопат Г. - веселиться и пинать ногами. Некоторые спокойно переживают болезнь и смерть близких, не являясь при этом бездушными уродами. Другие от рефлексии шагу не могут ступить. Третьи своим существованием кафку делают былью. Четвертых регулярно наблюдаю в тредах "про изнасилование" с ссылками на позитивный личный опыт.
Ну и?
Приходит прости господи умник и надувает губешки: не бывааааает.
"Идиот!" (с)
Бывает. Говори сразу честно "не верую" и пошел нах с этого баркаса.
Если немножко развернуть тему - проблема отчасти действительно в логике. В т.н. внутренней логике текста. Которая по отношению к "логике реальности" сильно упрощена и, что более важно, открыта. Если в реальности мы имеем дело с энтимемами, то от литературы требуем развернутого силлогизма. Прям щас и со смазкой. Если А. в ситуации Х ломает руки, это должно проистекать быть подкреплено его предыдущим поведением (требование "непротиворечивости персонажа"). Если А. заявлен как активный, деятельный сукинсын, но в ситуации Х вдруг начинает вести себя как кисейная барышня - читатель имеет право на вопрос "что за дела, однако?"
Пример: А. является хирургом. А. падает в обморок при виде крови. WTF? (в принципе, пример спорен, поскольку А. может не падать в обморок на операции и прекрасно падать при виде собственного порезанного пальца - вопрос ситуации)
Однако, возвращаясь к теме записи, подчас мы имеем дело с ситуацией, когда читатель либо а) не верит в подобное поведение в частности, либо б) не верит в целом.
Примеры:
а) герой позиционирован как активный, деятельный сукинсын, как он мог упасть в обморок при виде крови?
б) мужчина вообще не должен/не может падать в обморок при виде крови.
В первом случае мы на полном ходу втыкаемся в сужение диапазона реакций; аппеляции к реальным случаям из практики иногда помогают, иногда нет, и палюбому читатель может упереться рогом и объявить поведение А. "нелогичным", т.к. обморок был внезапным и вообще его, читателя, не предупредили, что А. склонен к обморокам, быбыбы, противоречие.
Во втором - с личными тараканами. Может, читателю религия мешает верить в подобную чушь. Или невроз. Или "личный опыт".
Примечание справедливости ради: Комплиментарный по дурости случай - когда все мужчины в тексте падают в обморок при виде крови. Должно быть верифицировано на уровне Weltanschauung - "в данном мире это общая норма". Или в "данном жанре". Примером подобной верификации by default является, дадад, слэш Впрочем, все равно "придут и будут спорить с радио" (с).
В любом случае, господа и дамы пищущие, наиболее адекватный ответ на придирки к поведению персонажа на уровне "не реалистично" - это ебануть оппонента веслом, приговаривая "не любо, не слушай, а врать не мешай". Я не шучу. Не очень. Иначе вы рискуете долго и нудно играть в психоаналитика, выясняя, какое поведение оппонент персонально считает реалистичным, то есть, нормальным. Иногда в процессе
вскрываются бездны. Но чаще толстоевские
баньки с тараканами.
Аналогичный совет читателям - не связывайтесь. Иначе ознакомитесь с содержимым авторской башни несколько ближе, чем вам может хотеться.
DIXI. SAPIENTI SAT.
ЗЫ. Сие относится исключительно к придирке "поведение персонажа нелогично". Когда под логикой подразумевается "я в такое не верю". Варианты "омерзительно" и "аморально"
только за отдельную плату здесь не рассматриваются. Вариант "ваш герой на самом деле мудак" тоже. На вопрос "бывает ли нелогичное поведение персонажей" смело отвечаю - да, бывает. Вопросы?