Читаю параллельно "Древняя Месопотамия" (из текстбука по Др. Востоку) авторства Немировского А.А. (ага, ага) и о том же самом A History of the Ancient Near East, ca. 3000-323 BC by Marc Van de Mieroop.
Разница подходов... гм, гм...
Например, читаем:
читать дальшеВ Лагаше, одном из наиболее экономически развитых шумерских номов, дело дошло до переворота и уступок со стороны верхушки. Когда половина всей земли оказалась практически в полной собственности правителя Лагаша, он начал массовое перераспределение должностей в пользу своих личных слуг, увеличил поборы с зависимых людей и общинников. Одновременно апогея достигло долговое закабаление общинников со стороны знати. В результате вспыхнуло народное восстание, правитель был низложен (впрочем, свергнутого царя при этом оставили жить и позволили пользоваться правами свободного гражданина Лагаша), а народное собрание наделило титулом лугаля некоего Уруинимгину (кон. XXIV в. до н. э.). Вновь, как и в случае с Гильгамешем, проявилась частая для раннеклассовых обществ расстановка сил: народ и выдвинутый народом надобщинный царь против общинной знати (так как народ надеется на то, что царь, стоящий над всеми, защитит его от «сильных людей» как от своих собственных ближайших соперников и недоброжелателей). Уруинимгина упразднил чрезмерные поборы с населения, вновь отделил храмовое хозяйство от личного хозяйства правителя, отменил ряд долговых сделок. Такие реформы иногда проводили и в других номовых государствах Месопотамии. Это временно ослабляло остроту социального кризиса, но не его причины.
и
читать дальшеA late episode in the history of Lagash during this period seems to document the attempt to harmonize the two bases of power [т.е. власть храма и власть дворца]. The last independent head of the state in the Early Dynastic period, around 2400, was a usurper, Uru'inimgina. Early in his reign he proclaimed a reorganization of the state, ostensibly removing control over the agricultural land from himself and his family and granting it to the city-god Ningirsu and his family. Moreover, certain duties and taxes imposed by officials on the population were lifted and certain obligations of indebted families canceled. At the same time, we see a fundamental change in the administration of the best-documented central institution in the state of Lagash. What had been called the e-mi, the household of the wife (of the city-ruler), was renamed e-Bau, the household of the goddess Bau, the wife of Ningirsu. The estate's holdings were identified as the property of Bau, but now Uru'inimgina himself and later his wife appeared as chief administrators. The name-change of the institution coincided with a substantial increase in its activities, doubling the number of its dependents and agricultural areas through the transfer of resources from other temples. These moves seem to indicate an attempt to merge the various households of the city under the ruler. As king and war leader, he ostensibly transferred the ownership of land and estates to the city-god and his family, while in practice he and his own family members were trying to dominate the gods' estates. The king ruled by divine favor, but he was totally in control of the gods' earthly possessions, so any prior distinction between secular and divine authority had disappeared.
Излагаю для некурящих:
читать дальшеЦарь вручил свою земельную собственность богу-покровителю города и его семье, себя с женой назначил распорядителями, после чего размер божьей, так сказать, земельной собственности отчего-то вырос вдвое. Удивительно набожные люди, видать, жили в городе Лагаше...
ист.школы
Читаю параллельно "Древняя Месопотамия" (из текстбука по Др. Востоку) авторства Немировского А.А. (ага, ага) и о том же самом A History of the Ancient Near East, ca. 3000-323 BC by Marc Van de Mieroop.
Разница подходов... гм, гм...
Например, читаем:
читать дальше
и
читать дальше
Излагаю для некурящих:
читать дальше
Разница подходов... гм, гм...
Например, читаем:
читать дальше
и
читать дальше
Излагаю для некурящих:
читать дальше