Или "О жадных авторах".
Мартин рассуждает о фанфикшене.
Теперь цитата:
кипит мой разум возмущенныйДвух современников, живших еще раньше, и прекрасно известных по инициалам: ERB (Эдгар Берроуз) и HPL (Говард Лавкрафт). Берроуз придумал Тарзана и Джона Картера (героя серии «Марсиане»). Лавкрафт придумал Ктулху и его «Мифы». Берроуз (и, впоследствии, его наследник) отчаянно защищал свои творения. Стоило только упомянуть в книге Тарзана или даже просто выросшего среди обезьян человека, подозрительно напоминающего этого героя, без разрешения Берроузов, как их юристы обрушивались на вас словно лавина. Лавкрафт вел себя прямо противоположным образом. Его «Мифы Ктулху» очень скоро стали первым совместно создаваемым миром в нашем жанре. Лавкрафт поощрял своих приятелей вроде Роберта Блоха (Robert Bloch) и Кларка Эштона Смита (Clark Ashton Smith) заимствовать элементы из «Мифов Ктулху» и вносить собственные, которые Лавкрафт, в свою очередь, мог бы потом использовать. И со временем истории для «Мифов Ктулху» стали писать и другие писатели, которые уже не были друзьями Лавкрафта, причем длится это по сей день.
Сравнение вроде бы корректное: два автора, у каждого свой взгляд.
Есть только одна проблемка: Берроуз умер мультимиллионером, проживая на громадном ранчо в городе, названном Тарзана в честь его героя. Лавкрафт жил и умер в нищете, причем некоторые биографы заключают, что недостаток питания мог ускорить его смерть. Лавкрафта в сообществе писателей любили гораздо сильнее, но одной любовью сыт не будешь. Иногда хочется и мяска себе позволить. Семье Берроузов платили как миленькие за каждый снятый фильм о Тарзане, прилично заплатили за экранизацию «Принцессы Марса», для которой я писал сценарий в мой голливудский период, да и за нынешнюю версию они без сомнения свое получат — хотя книжка-то уже перешла в общественное достояние (public domain). Получила ли семья Лавкрафта хоть грош за экранизацию «Данвичского ужаса» (THE DUNWICH HORROR), за «Реаниматор» (the HERBERT WEST, REANIMATOR), за недавний «Дагон» (DAGON), за интернет-версию «Зова Ктулху» (CALL OF CTHULHU)? Не знаю. Но сомневаюсь. А даже если и получили, то наверняка какие-то копейки. А между тем всё новые писатели включаются в разработку месторождения «Мифов Ктулху», создавая новые рассказы и романы.
Ктулху, как и Джон Картер, сейчас в общественном достоянии, знаю. Но это ничего не меняет. После того, как Лавкрафт пустил столько народу в свою песочницу, он совершенно лишился контроля за своими созданиями.
оригинал
С ума сойти, как офигенно.
Оказывается, Лавкрафт умер "в нищете" оттого, что разрешал играть в своей песочнице.
Не-не, вовсе не оттого, что он был некоммерческим автором, чьи вещи плохо пристраивались (салют всем тем, кто считает, что литература нынче в "упадке", а читатель вконец отупел - для древних хомячков Лавкрафт был слишком умным, привет).
Даже если бы он запретил упоминать Ктулху без авторских отчислений, это бы ему нихрена не помогло бы - в лучшем случае, заработал бы копейки, а вовсе не бешенные мильоны (речь, на минуточку, идет о публикациях в pulp magazines времен, на минуточку, Великой Депрессии - и, напомнить, почему такую литературу копеечной называли?). В худшем (и наиболее вероятном) Ктулху просто перестали бы упоминать. Потому что Ктулху - это не Тарзан, это, переводя на наш язык, форсед-мем небольшой полупрофессиональной тусовочки. Который дожил до наших дней именно потому, что его посильно форсили все друзья и знакомые кролика, включая недоброй славы Дерлета - недоброй-то недоброй, зато реально пропихнул Лавкрафта в классики жанра. Локтями, зубами и присвоениями, дада, копирайта, но протолкнул. И тетку Лавкрафта содержал, если что.
Кроме того, свои права на авторские отчисления при переиздании Лавкрафт отстаивать, на самом деле, умел. Другое дело, что а) это были копейки, б) предложения по переизданию не сыпались на него градом. Что у Лавкрафта ни одной книги при жизни не вышло - только отдельные вещи в сборниках, напомнить?
То есть, считать, что Лавкрафт умер бы миллионером, не поощряй он друзей на использование Мифов... о да, тогда бы он умер в нищете и был бы мгновенно забыт, потому что кому нужен какой-то древний графоман, не оставивший "наследников".
Но - Лавкрафта помнят. А сможем ли мы тоже самое сказать о Джордже Мартине?
ЖАДНЫМ БЫТЬ НЕ НАДО.
чудесно, чудесно
Или "О жадных авторах".
Мартин рассуждает о фанфикшене.
Теперь цитата:
кипит мой разум возмущенный
Но - Лавкрафта помнят. А сможем ли мы тоже самое сказать о Джордже Мартине?
ЖАДНЫМ БЫТЬ НЕ НАДО.
Мартин рассуждает о фанфикшене.
Теперь цитата:
кипит мой разум возмущенный
Но - Лавкрафта помнят. А сможем ли мы тоже самое сказать о Джордже Мартине?
ЖАДНЫМ БЫТЬ НЕ НАДО.