...а возможна ли
цивилизация культура религия, в которой
читать дальшезагробного мира нет вааще?
То есть, вааще нет.
В смысле, "умрешь - одуванчик вырастет".
Понятное дело, что древние шумеры и греки, а также не очень древние ацтеки(*), именно так и мыслили - что на этом свете хорошо, а на том свете совсем нехорошо (прах, мрак и скрежет зубовный), однако загробное бытие у них все-таки полагалось персонифицированным и локализированным, а не в виде растворения в одуванчиках и прочей ботве. Кроме того, для царей и прочих ВИП-персон рано начали делать исключение.
Как мне кажется, из аксиомы "ада нет" немедленно возникает на манер Афины из мигрени Зевса вопрос "а нахрена тогда?" со всеми вытекающими вроде "воруй-убивай", "жрецов на фонарь", "и что ты мне сделаешь, боже?"... в общем, "прожить надо так, чтобы".Чувствую тут неоднозначность, но уловить не могу. Кто что думает?
читать дальше(*) Ацтеки были едва ли не жестче всех, потому что не только не верили в перерождение для всех и даром (в отличие от майя), но и почетным исключениям вроде погибших воинов после срочной службы в свите Солнца предписывали перерождение в облике колибри или бабочки, после чего следовало забвение. По этому поводу царь Нецауалькойотль сочинил грустных стихов.